Кто такой спичрайтер?

Блестящие устные выступления крупных политиков и коммерсантов — это мощный инструмент продвижения идей и проектов. Им умело пользуются преуспевающие публичные личности во всех областях деятельности. С первого взгляда может показаться, что гладкая и убедительная речь рождается прямо за трибуной. Однако общепризнанная истина гласит: в ответственном выступлении не место экспромту! Подготовка успешного текста речи — это дело профессионалов, а именно — спичрайтеров.

Термин «спичрайтер» имеет англоязычное происхождение: он складывается из корней «speech» и «write» и дословно переводится как «создатель речи». Эта узкая профессиональная область как никогда популярна в наши дни и вызывает массу вопросов, например:

  • в чем суть работы специалиста по написанию официальных речей?

  • какова история этой профессии?

  • как стать спичрайтером, какими знаниями и навыками нужно обладать?

Итак, прольем свет на деятельность профессионалов громкого, впечатляющего, убедительного слова!

Чем занимается спичрайтер?

В обязанности спичрайтера входит комплекс мероприятий, связанных с подготовкой и написанием текстов различных речей. Заказчиками подобных услуг выступают общественные деятели, руководители крупных компаний. В таком человеке, который способен профессионально, корректно и оперативно выполнить задачу по созданию текста речи, нуждаются все публичные персоны. Этому утверждению есть немало доказательств в истории.

Доклады и заявления глав государств, выступления представителей правительства разных стран являются результатом кропотливой работы команд профессиональных спичрайтеров. Так, грамотной и риторически выверенной формой обращений и высказываний личным спичрайтерам обязаны многие генсеки КПСС, а также президенты США и других крупных государств. А в настоящее время и вовсе сложно найти видного деятеля на политическом поприще, который бы не пользовался услугами спичрайтера.

Каков же состав и характер личностных и профессиональных компетенций, качеств и навыков, необходимых для создания безукоризненных текстов устных выступлений?

Отметим в первую очередь то, что ни в среднеспециальных, ни в высших учебных заведениях «на спичрайтера» не учат. Это обусловлено узким профилем специальности, даже некой закрытостью профессии. Таким образом, каждый стоящий профессионал в этой области — явление в своем роде единичное. Наиболее близкая к спичрайтингу профессиональная сфера (по сути, включающая в себя эту область знания и практики) — это public relations. На ниве создания текстов речей трудятся люди гуманитарного профиля: журналисты, филологи, историки, психологи и социологи. В тесном переплетении этих наук и рождается профессиональный спичрайтинг.

Как работает спичрайтер?

Специалист по составлению текста выступления детально обсуждает с заказчиком тему и цель выступления, формулировку основных тезисов, хронометраж речи и состав аудитории. Спичрайтер учитывает массу аспектов и тонких нюансов, связанных как со статусом, имиджем и целями будущего оратора, так и с многочисленными характеристиками предполагаемой публики.

Именно на последнем аспекте стоит остановиться подробнее, так как детальный анализ адресатов речи и последующая адаптация текста под их ожидания и особенности восприятия является залогом успеха выступления, а, значит, и доказательством высокого мастерства спичрайтера. В данном вопросе можно смело опираться на блестящую статью доктора филологических наук, профессора И.А. Стернина «Фактор адресата в речевом воздействии», где автор классифицирует возможную аудиторию по многим основаниям и предлагает действенные приемы речевого воздействия для каждого типа. Так, следует учитывать:

  • численность аудитории — большая аудитория восприимчива к эмоциональному воздействию, для нее эффективно использование кратких, афористичных фраз. Малочисленная аудитория более требовательна к оратору: спичрайтер должен позаботиться о доказательности и логичности речи;

  • настрой аудитории — адресаты речи могут заведомо относиться к идеям оратора позитивно или негативно. В первом случае спичрайтер может позволить себе выстроить одностороннюю аргументацию и деликатно подвести слушателей к конкретным выводам, которые они охотно сформулируют сами. Если же речь призвана переубедить адресатов в чем-то, то опытный спичрайтер начнет текст с бесспорных утверждений и предложит информативные аргументы. Основной тезис следует подать как вывод в конце выступления;

  • пол аудитории — при работе с публикой преимущественно женского пола спичрайтер подает информацию индуктивно, насыщает речь яркими эмоциями и апеллирует к примерам из повседневной жизни. Для мужской аудитории, напротив, следует строить сообщение рационально, соблюдая четкую, логичную и прозрачную структуру.

  • возраст адресатов — профессиональный спичрайтер знает, что с молодежью, людьми среднего возраста и пожилыми слушателями следует говорить по-разному. Так, для молодой аудитории рекомендуется подготовить богатый иллюстративный материал к эмоциональному, насыщенному юмором и примерами, но свободному от прямого назидания тексту выступления. К аудитории среднего возраста можно найти подход, используя показательные сопоставления и апеллируя к вопросам благосостояния и карьеры. Со старшим поколением эффективно цитирование газет, приведение примеров из истории, взывание к жизненному опыту адресатов.

И это лишь часть критериев, которые учитывает профессиональный спичрайтер в своей работе. За построением концепции текста следует его написание, стилистическая шлифовка. Готовый текст речи предоставляется заказчику, который вносит собственные правки, высказывает замечания, уточняет необходимые акценты.

Минули те времена, когда услугами спичрайтеров могли воспользоваться только главы государств и чиновники первого порядка. Теперь каждый может блеснуть прекрасным выступлением в кругу коллег или на семейном торжестве — достаточно обратиться в профессиональное агентство копирайтинга «Контент-Строй», и специалисты-спичрайтеры разработают для вас эксклюзивную речь.

Запись опубликована в рубрике PR-тексты и их специфика с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Кто такой спичрайтер?

  1. avatar AZagorski говорит:

    Полезная статья для тех, кто хочет попробовать себя в спичрайтинге) Информации на эту тему не так и много в интернете, так что обязательно добавлю себе в закладки.