Оцениваем качество редактуры текста

Редактура текста – это процесс, требующий творческого подхода. Нужно уметь не только критически смотреть на материал, но еще и оценивать его с точки зрения читателя, понять, нуждается ли он в предлагаемой информации.

Нет объективных норм, позволяющих оценить качество рукописи или статьи писателя. Еще сложнее понять, насколько хорошо выполнил свою работу редактор, поэтому редактура текста во многих случаях не может быть очевидным образом оценена. Но можно хотя бы попытаться понять, насколько полно были выполнены правила редактирования текста.

Нередко редактура текста воспринимается исключительно как литературное редактирование, включающее в себя исправление грамматических и пунктуационных ошибок текста, а также правка стиля, если она требуется. Несмотря на то, что в работу редактора обычно входит еще ряд задач, спорные моменты оценки его работы авторами возникают именно по этим двум пунктам. Автор может быть недоволен в следующих случаях:

1. Грамматические и пунктуационные ошибки, которые редактор, согласно правилам редактирования текста, должен был исправить, не были устранены. Более того, если случилось, что редактор не совсем компетентен и не знает русский язык идеально, а также по невнимательности, он мог добавить своих ошибок. Любому писателю неприятно видеть свой текст, опубликованный с ошибками, которых он, возможно, и не совершал. Такая редактура текста однозначно может быть оценена как некачественная.

2. Стилистические ошибки. Язык устроен определенным образом, и это касается не только правописания и расстановки знаков препинания, знание которых входит в правила редактирования текста, но также и способов связывать слова и строить предложения. Если в речевых конструкциях имеются ошибки, такие как неверное употребление слов, включение в текст оборотов, не свойственных выбранному литературному стилю (если это делается не как специальный прием, а неосознанно), то правила редактирования текста предполагают, что все эти неточности будут исправлены. Просмотрев конечный вариант, легко можно понять, насколько хорошо была выполнена редактура текста.

3. Правила редактирования текста также предписывают не только сглаживать стилистические неровности в тексте автора, но и проверять логическую последовательность излагаемых событий, достоверность фактов, если это требуется. Например, автор может не заметить, что его герой вышел под дождь без зонта и совершенно не промок, или только что события происходили жарким полднем, а через несколько строк в произведении уже ненастный вечер. Подобные «ляпы», как ни странно, случаются не так уж редко – порой авторы, находясь в пылу вдохновения, не успевают уследить за логикой излагаемых событий.

В большинстве случаев этих трех пунктов оказывается достаточно, чтобы, прочитав текст, оценить, насколько полно были соблюдены правила редактирования текста. Но при оценке такого рода возникает одна проблема. Анализ качества редактуры текста проводится без учета первоначального состояния текста.

Некоторые редакции, принимающие рукописи на публикацию, могут отклонить их, если текст написан так, что нуждается не то чтобы правила редактирования текста, а требует полной переработки. Но бывает, что редакторы вынуждены править и такой материал тоже. И здесь уже сложно добиться действительно хорошего результата, как ни старайся. Поэтому, чтобы оценить качество редактуры текста, характерное для конкретного человека, согласно правилам редактирования текста, желательно ознакомиться с несколькими работами, которые он делал, причем прочитать эти материалы до редактирования и после, а затем сравнить. Решающим вопросом оценки качества редактуры текста, несмотря ни на что, является итоговый продукт.

Другая проблема, которую неизбежно вносит редактура текста, это сохранение авторского стиля. Если с ним что-то не в порядке, это может стать практически невозможной задачей. Автор же, будучи уверен в своей правоте, редко соглашается с редактором, который уверен, что все правки правомерны. В такой ситуации, скорее всего, имеют место разные взгляд на то, каким должен быть хороший текст, у людей, которые должны делать его вместе. Такой творческий союз, скорее всего, не приведет к удачному результату. Если автор выбирает редактора для публикации, то лучше найти специалиста, правила редактирования текста у которого автора устраивает. В случае если работа с определённым изданием предполагает именно такую редактуру текста, которой автор недоволен, ему лучше или прекратить работать с этим предприятием, либо смириться с тем, что его тексты будут исправлять так, как ему не нравится.

Правила редактирования текста предполагают, что первоначальное содержание статьи или книги останется неизменным. Это правило редактирования текста иногда нарушается, особенно, если требуется сократить объем статьи. Часто при обрезании смысл меняется или теряется большая его часть. Поэтому, если автор собирается публиковать свою статью, лучше заранее ознакомиться с требованиями по объему, чтобы не увидеть в издании текст, мало напоминающий собственный.

Запись опубликована в рубрике Секреты мастерства с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.