Распространенные ошибки: искореняем с помощью корректорской правки, запоминаем и не допускаем в дальнейшем

Копирайтер – профессия интересная и творческая. Казалось бы, чего проще – размышляй на заданную тему и оформляй идеи в красивом и грамотном виде. Однако с последним пунктом как раз возникают проблемы. Порой обилие глупых «детских» ошибок может безнадежно испортить впечатление от самой оригинальной и содержательной работы. Поэтому даже если Вы считаете себя акулой копирайтинга, Вам просто необходима корректорская правка каждого текста. В агентствах копирайтинга правку осуществляют штатные корректоры, но, если вы фрилансер, вы можете стать сами себе корректором.

Практика показывает, что круг наиболее часто встречающихся ошибок не так уж велик. Справиться с ними под силу каждому, важно только научиться видеть проблемные места в тексте и вовремя обращать на них внимание. Тогда и написание, и последующая корректорская правка статьи, заметки или продающего текста превратятся в настоящее удовольствие.

Откуда берутся ошибки?

Причин появления досадных «ляпов» очень много. Самая распространенная – незнание элементарных правил и пренебрежение стилистическими нормами языка. К сожалению, сейчас этим грешат даже образованные люди, разбирающиеся в самых сложных вопросах. Но одно дело, когда ошибками пестрит статья школьника, которого радует сама возможность поупражняться, да еще и заработать на карманные расходы. Такой человек, как правило, не будет брать серьезные заказы и уж точно не станет утруждать себя корректорской правкой. И совсем другое – если неграмотно пишет человек, позиционирущий себя как серьезный работник с большим опытом и соответствующим гонораром.

Кстати, об опытных копирайтерах. Как ни странно, вторая причина ошибок – чрезмерная уверенность в своих силах. Часто человек, убежденный в своей стопроцентной грамотности, не дает себе труда заглянуть в словарь или хотя бы просмотреть написанное и устранить огрехи.

Еще одно распространенное заблуждение – думать, что содержание текста гораздо важнее оформления. Мне приходилось слышать недоуменные вопросы копирайтеров, которым делали замечания из-за низкой грамотности: «Зачем вообще нужна эта корректорская правка? Какая разница, правильно ли написано слово, если его значение от этого не меняется? Люди вникают в смысл текста, а не смотрят на количество ошибок!» Уверяю вас, это не так. Никто не станет покупать товар, на этикетке которого полно ошибок, потому что это снижает доверие к производителю. Неграмотно написанный текст порочит не только его автора, но и те товары или услуги, о которых идет речь. Так стоит ли подвергать опасности свою репутацию, если можно внимательно прочитать текст перед сдачей и провести корректорскую правку? Особенно следует уделять этому внимание, если вы пишете серьезные бизнес-тексты, тексты на главную страницу и о компании – в этом случае ошибки в тексте всегда губительны.

Кто не хочет ошибиТЬСЯ, тот не ошибеТСЯ

Да-да, правописание окончаний глаголов остается проблемой номер один для большинства копирайтеров. Справиться с этой ошибкой довольно просто – спрашивайте себя: «Кто-то что-то делаеТ? Что-то происходиТ?» или «Что-то можно сделаТЬ? Что-то должно произойТИ?». Такие вопросы значительно упрощают корректорскую правку, ведь они сами диктуют необходимость постановки или пропуска мягкого знака.

Почти столько же проблем вызывает и употребление частицы НЕ. Если все хоть как-то усвоили, что с глаголами ее нужно писать раздельно, то с другими частями речи путаница возникает невероятная. Поэтому если не уверены, проверяйте себя по словарю или используйте конструкцию, где без частицы можно обойтись. В любом случае, пренебрегать корректорской правкой в таких случаях НЕумно (можно заменить на «глупо», пишем слитно) и НЕбезопасно («рискованно»), а потому НИкому (местоимения с НЕ и НИ пишутся слитно, если нет предлога) НЕ рекомендуется.

Учимся правильно строить предложения

Если орфография – область хоть и сложная, но легко поддающаяся корректорской правке, то с грамматикой у многих копирайтеров, особенно начинающих, беда. Конструкции вроде «Будучи в командировке, у меня разболелись зубы, поэтому я обратился в клинику» выглядят как минимум смешно. Чтобы избежать таких досадных промахов, достаточно задать себе вопрос: кто был в командировке? Зубы – или всё-таки я? Деепричастный оборот всегда указывает на тот субъект, который выполняет основное действие. Здесь это невозможно (зубы отдельно от человека не путешествуют), поэтому правильнее будет сказать «Когда я был в командировке, у меня разболелись зубы». По этой же причине не может быть никакого деепричастного оборота в безличном предложении, потому что там субъекта вовсе нет. Предложение «Сидя в постели, пациента знобило» нуждается в серьезной корректорской правке и, скорее всего, распадется на два.

Грамотность и выразительность

Безусловно, образные средства украшают нашу речь. Текст, в котором есть яркие метафоры, образные выражения и «крылатые» фразы, выглядит более живым и быстрее привлекает к себе внимание. Но и здесь копирайтера подстерегает множество опасностей. Очень часто, отдаваясь полету фантазии, авторы допускают грубые ошибки в употреблении идиом. Приведу простой пример: «Скрипя сердцем, я согласилась». Согласитесь, этот вариант по звучанию очень похож на правильный («Скрепя сердце»), но он противоречит здравому смыслу (сердце скрипеть не может), искажает смысл предложения, а значит, характеризует автора как неграмотного или невнимательного человека. Корректорская правка непременно должна затрагивать не только орфографию и пунктуацию, но и речевой, и стилистический план текста. Безусловно, в текстах недопустимы жаргон и просторечия, но лучше уж писать простыми бытовыми фразами, чем попасть в неловкую ситуацию, «украшая» текст безграмотными конструкциями.

Все сложные случаи описать невозможно, да и не нужно. Наверное, каждый копирайтер может выделить те области, в которых не чувствует себя уверенно. Рекомендация здесь может быть одна: читайте учебники русского языка, проверяйте себя по словарям и не ленитесь делать корректорскую правку своего текста, хотя бы с помощью автоматических средств MS Word. Неважно, сколько Вам лет и как давно Вы пишете – саморазвитие еще никому не навредило. А грамотно и красиво написанные работы не раз сослужат Вам добрую службу, помогая приобрести уважение заказчиков.

Запись опубликована в рубрике Секреты мастерства с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.